История возникновения и развития рынка ДПК

21 век — это век композиционных материалов. Древесно-полимерный композит (ДПК) — это современный материал, получивший своё распространение в эре развития промышленности и сферы композиционных материалов. Он несет в себе все лучшие качества дерева, гибкость и универсальность пластика. Главный составляющим и связующим элементом ДПК — являются полимеры, в производстве основными являются полиэтилен (ПЭ), полипропилен(ПП) или поливинилхлорид (ПВХ). В России древесно-полимерный композит также называют ДПК, деревокомпозит, деревопластик, жидкое дерево, полимерные композиты, древесные композиты, а за рубежом wood plastic composite или wood polymer composite (WPC).

История появления ДПК приравнивается к 70-х годам двадцатого века. Впервые ICMA San Giorgio запатентовала новый материал Woodstock, состоящий на половину из древесины и на половину из полипропилена (PP), в 1971 г. передала права на производство компании G.O.R., которая производила из него продукцию для корпорации Fiat.

Первое профильное предприятие по производству ДПК появилось в Швеции в 1977 году. Но опыт оказался не слишком удачным — спрос оказался не значительным, а износ технологического оборудования, наоборот, слишком высоким. Поэтому разработки в этой области возобновились только в 90-х годах сразу в нескольких странах: Финляндии, Швеции, Германии, Италии, Голландии, Японии, США и Китае.

В отличие от стран Европы, США и Азии, где производство и применение ДПК нашли широкое применение, в России этот рынок только зарождается и товары в основном импортируется из других стран. Однако, по мнению специалистов, у России есть потенциал внутреннего потребления и расширения производства ДПК, т.к. цены на древесные отходы, полиэтилен или ПВХ, необходимые для производства полимерного композита достаточно низкие. Тогда как древесный композит в других странах нельзя назвать очень дешёвыми: в США — около 2,5 доллара за килограмм, в Германии — 1,9 евро за 1 кг, в Китае — 1,50 долларов.

Появление и развитие ДПК и других композиционных материалов связан, главным образом, с истощением ресурсов, таких как древесина и полимеры, вторые в свою очередь зависят от изменения цены на нефть. Другой причиной являются улучшенные эксплуатационные характеристики ДПК по сравнению с изделиями из натуральной древесины или древесностружечными плитами, низкая стоимость сырья, безотходность производства, удобство технологического процесса.

В США сосредоточен самый большой рынок ДПК. Это и неудивительно. Ведь основной сферой потребления ДПК в Америке является декинг (decking). Deck — в переводе с английcкого языка палуба, decking — палубный настил или террасный настил. Американцы традиционно пристраивают к своим домам палубные настилы, т.е. террасы ввиду своего умеренно-жаркого климата, жилищного расположения на морских побережьях и в устьях рек, а также наличию опасной флоры и фауны. Этому способствовало и обилие древесины, которое вовсю использовалось в 20 веке, однако за деревом нужен постоянный уход и декинг из натурального дерева в любом случае недолговечен, поэтому в конце 20 века американцы решили использовать для производства декинга пластик, что значительно расширило производство террасной доски. Появились террасные настилы из ПВХ и других видов пластмасс. Пластиковые изделия — долговечны, водостойки, гигиеничны, не требуют ухода, однако и обладают крайней высокой стоимостью и далеко не каждый американец мог позволить покрыть террасу из пластика.

Тогда американцы открыли для себя новую технологию добавления к пластику древесной муки, опилок и стружки. Уникальные свойства и оптимальное соотношение цена-качество сделали древесно-полимерный композит очень популярным в США. Потребители сразу же оценили долговечность, внешний вид, простоту в уходе недорогую стоимость древесного композита. С тех пор рынок США постоянно расширяется, помимо декинга (террасных настилов), появился сайдинг из ДПК (фасадные панели), ограждения, кровельные материалы и многое другое.

В то же время в начале 90-х годов 20 века на Востоке японцы задумались, а почему бы не поменять унылый вид однообразных бетонных балконов и серых террас. Эта мысль сразу обрела своё живое проявление в виде внедрения и производства древесно-полимерного декинга, деревянного модульного декинга, пластикового и керамического. Так, Япония сейчас так же занимает уверенные лидирующие позиции в производстве ДПК.

Китай не смог остаться в стороне, более того широко применяет изделия ДПК в стране и поставляет за рубеж: это и декинг, и тротуары, дорожки, скамейки в парках, беседки и многое другое. Производство древесного композита в Китае растёт стремительно, оборудование по производству ДПК китайцы поставляют по всей Европе и в США. Цены у китайских производителей так же весьма демократичные, что заставляет Россию задуматься о налаживании собственного производства.

Европейский рынок еще не так сильно развит, как в США, тем не менее, он стремительно растёт и набирает обороты. Так же не стоит отбрасывать на задний план рынок России и Украины с большим потенциалом в развитии. По анализам специалистов рост рынка древесно-полимерных композитов составляет 20% в год. На сегодняшний день лидером в производстве и потреблении ДПК является США, на втором месте Китай, но по прогнозам экспертов рынок будет расти в основном за счёт Китая и Европы.

Вместе с расширением производства в разных странах растёт и качество производства и оборудования. Постоянно появляются новые модели изделий из ДПК, расширяющие сферы применения, технология полимерных композитов становится более совершенной и модернизированной. Поэтому можно сделать вывод, что совсем скоро появятся новинки качественных изделий из древесно-полимерного композита по всему миру.